Пересчет кадастровой стоимости земельных участков с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г.

Кадастровые инженеры России против законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров»

 

В конце прошлого года группой кадастровых инженеров в адрес Президента РФ, Председателя Госдумы и Совета Федерации была подана петиция, текс которой представлен ниже.

ПЕТИЦИЯ

 

К Вам обращается инициативная группа кадастровых инженеров Российской Федерации. В настоящее время принят во втором чтении Законопроект №664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (в части совершенствования правового статуса кадастровых инженеров, уточнения правил выдачи квалификационного аттестата, повышения квалификации кадастровых инженеров).

Указанный законопроект разработан полностью в интересах саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности (далее – СРО). При изучении законопроекта особенно возмутили и крайне негативно приняты нами следующие предлагаемые изменения:

· обязательное членство всех действующих кадастровых инженеров в СРО (действующее законодательство предусматривает добровольное членство в СРО);

· взимание платы за теоретический экзамен для претендентов на получение квалификации «кадастровый инженер»;

· обязанность действующих кадастровых инженеров один раз в три года проходить курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в размере не менее сорока часов;

· с 01.01.2020 года действующий кадастровый инженер обязан иметь высшее профессиональное образование по неизвестному перечню направлений и специальностей;

· создание апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения органа кадастрового учета;

· обязательное условие членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, в том числе — прохождение стажировки в течение 2 лет под руководством кадастрового инженера.

Полагаем необходимым отметить, что членство в СРО никоим образом не сможет повысить эффективность выполнения кадастровых работ, т. к. СРО способно оказывать только теоретическую поддержку, но никак не контролировать качество изготовления межевых планов, технических планов, актов обследования и карт-планов территории.

Необходимость уплаты членских взносов приведет к неизбежному повышению цен на услуги кадастровых инженеров, что негативно скажется на заказчиках кадастровых работ и затормозит вовлечение объектов недвижимости в гражданский оборот и формирование налогооблагаемой базы.

Удорожание стоимости кадастровых работ противоречит одной из целей Дорожной карты «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно: создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг.

В настоящее время квалификационный аттестат кадастрового инженера выдаётся органом исполнительной власти субъекта РФ, а решение о проведении кадастрового учёта принимается органом кадастрового учёта. В данной сложившейся и положительно зарекомендовавшей себя системе взаимодействия СРО является лишним звеном для выполнения кадастровых работ и осуществления кадастрового учёта объектов недвижимости.

Обязательность дополнительного профессионального образования для лиц, на данный момент являющихся кадастровыми инженерами, считаем излишней, т. к. за годы практики нами накоплен огромный опыт работы, который невозможен без постоянного самообучения и мониторинга постоянно меняющейся правовой базы. При этом проводить занятия будут теоретики ВУЗов, не имеющие даже минимального опыта в сфере кадастровых работ. Обучать по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации также будут специалисты, не имеющие практических навыков в области кадастра. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что требуемое обучение изначально превратится в формальное приобретение в образовательных учреждениях документов, подтверждающих повышение квалификации, что неэффективно и также отразится на стоимости кадастровых работ.

Многие действующие кадастровые инженеры имеют среднее специальное образование по специальностям, утвержденным органом нормативного регулирования, и не имеют высшего образования. Таким образом, кадастровые инженеры, не имеющие высшего образования, будут вынуждены в срочном порядке поступать в ВУЗы с целью получить высшее образование по любой специальности.

При этом срок обучения в бакалавриате составит 4 года, т.е. при условии поступления в ВУЗ в сентябре 2016 года, диплом о высшем образовании возможно будет получить в июне 2020 года. В то же время, законопроект предусматривает наличие высшего образования для действующего кадастрового инженера до 01.01.2020 года, то есть, при всем стремлении кадастрового инженера выполнить предлагаемые условия, он будет вынужден в течение 6 месяцев оставаться безработным. С 01.01.2020 года, если действующий кадастровый инженер не подтвердит наличие высшего профильного образования, СРО будет инициировать его исключение из списка членов по причинам неисполнения норм действующего законодательства. Лишение аттестата даже по данной причине повлечет за собой необходимость стажировки в течение 2 лет и повторной сдачи платного теоретического экзамена по новым правилам.

Учитывая, что перечень специальностей и направлений подготовки в настоящее время не только не утвержден, но даже не рассматривался, кадастровый инженер не сможет сделать выбор необходимого направления подготовки и рискует ошибиться в выборе специальности, что ещё более снижает шансы на получение высшего образования к назначенной в законопроекте дате.

В то же время, на данный момент не каждый кадастровый инженер имеет финансовую возможность для получения высшего образования, поскольку для осуществления кадастровой деятельности необходимо приобретение дорогостоящего профессионального оборудования, обеспечивающего высокое качество и точность результатов кадастровых работ, и многие кадастровые инженеры в связи с этим привлекли кредитные средства с надеждой на расчеты по ним с помощью прибыли от дальнейшего осуществления кадастровой деятельности. Поскольку значительное количество кадастровых инженеров осуществляют свою деятельность в качестве ИП, принятие рассматриваемого закона станет серьезным ударом по малому бизнесу, что противоречит государственной политике поддержки субъектов малого предпринимательства.

Ежегодно кадастровый инженер несет дополнительные расходы по содержанию офиса, проведению поверок геодезического оборудования, продлению сроков действия электронной подписи, сопровождения специализированного программного обеспечения и др. Ежегодные членские взносы в СРО ухудшат финансовое положение многих кадастровых инженеров, вследствие чего принятие данного законопроекта послужит значительному сокращению численности кадастровых инженеров. Предполагаемое количество кадастровых инженеров, которые будут вынуждены прекратить осуществление деятельности, может составить от 10 000 до 15 000 человек, что повлечет отсутствие конкурентной среды и значительный рост цен, а в дальнейшем – монополизацию отрасли несколькими крупнейшими организациями.

Создание апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб считаем нецелесообразным. Основная причина в том, что данный законопроект предусматривает проведение саморегулируемой организацией в сфере кадастровой деятельности независимой экспертизы. Проведение данной экспертизы повлечет дополнительные расходы, что скажется на размере членских взносов и соответственном удорожании кадастровых работ.

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность кадастрового инженера за внесение заведомо ложных сведений, помимо этого предусмотрены чёткие обоснованные условия лишения квалификационного аттестата за некачественное выполнение кадастровых работ, непредоставление предусмотренных законом сведений и т. п. Считаем, что для осуществления кадастровой деятельности данных мер регулирующего воздействия вполне достаточно, при этом членство в СРО никаким образом не предупредит внесение ложных сведений в случае возникновения у кадастрового инженера злого умысла.

Законопроект не содержит четкого описания процедуры назначения помощника кадастрового инженера саморегулируемой организацией, т.е. в действующей редакции законопроекта говорится о том, что СРО смогут обозначить в своем уставе обязанность кадастрового инженера – члена СРО, принять на обучение помощника кадастрового инженера, поскольку СРО напрямую заинтересовано в привлечении новых денежных средств в виде членских взносов. Между тем, в текущей экономической ситуации немногие кадастровые инженеры имеют возможность продолжить эффективное осуществление коммерческой деятельности при условии приема стажеров. Кроме того, данная обязанность предусматривает возникновение трудовых отношений с неквалифицированными сотрудниками по принуждению, что противоречит действующему трудовому и гражданскому законодательству.

Также в законопроекте не указаны условия повторного допуска к экзамену лиц, исключенных из СРО. Допуск на общих основаниях, т.е. после двухлетней стажировки в качестве помощника кадастрового инженера, не оправдан для специалиста с опытом работы.

Дополнительно хотим заметить, что в законодательной базе, регулирующей сферу кадастровой деятельности, содержится значительное количество недоработок, прямых противоречий и нестыковок, что признают также сотрудники ФГБУ «ФКП Росреестра». Это порождает огромное количество разъясняющих писем, которые не могут являться обязательными к исполнению и зачастую противоречат друг другу, но на практике приходится следовать этим указаниям во избежание получения решений об отказах или приостановлениях осуществления кадастрового учета.

Считаем, что принятие данного законопроекта лоббируется представителями мощных СРО с целью получения дополнительной прибыли, но никак не из соображений совершенствования государственного кадастра недвижимости. Необходимое количество членов СРО в 700 человек ничем не обосновано и не позволяет руководствоваться для объединения территориальным признаком в связи со значительно меньшим количеством кадастровых инженеров во многих регионах страны. Это, в свою очередь, породит бюрократический аппарат представительств СРО, новую коррупционную ветвь, и повлечет необоснованные расходы на его содержание. Кроме того, в настоящее время из 22 существующих СРО лишь в нескольких из них количество членов СРО превышает 700, что на данный момент не оставляет выбора кадастровым инженерам в случае принятия рассматриваемого законопроекта и противоречит принципам антимонопольной политики.

Мы просим Вас принять меры по недопущению принятия законопроекта №664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров».
Из текста данной петиции следует, что в будущем следует ожидать существенного увеличения роли стоимостной экспертизы отчетов об оценке в СРОО. Это станет возможным если процент отклоненных  обращений комиссиями при Росреестре  не уменьшится, а размер снижения стоимости недвижимости не увеличится.
По сравнению с комиссиями Суды отвергли в два раза меньше обращений и снизили кадастровую стоимость в 6 раз. Естественной реакцией бизнеса на сложившуюся в прошлом году ситуацию явилась инициатива об отмене досудебного обжалования кадастровой стоимости недвижимого имущества, с которой в мае прошлого года к Президенту В.В. Путину обратился бизнес-омбудсмен Б.Ю. Титов. Данное обращение спровоцировало ускорение движения упомянутого в тексте петиции законопроекта и как следствие появление самой петиции.

Заявление Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на заседании президиума Совета законодателей, о непрозрачности определения кадастровой стоимости объектов, необъективных оценках, повлекших за собой жалобы и обращения в суды, является следствием обращения внимания законодателей к вопросам определения кадастровой стоимости недвижимости, желании создать четкую и прозрачную систему оценки кадастровой стоимости недвижимости в интересах государства и собственников (правообладателей).

Надеемся что в недалеком будущем мы сможем увидеть результаты плодотворного труда законодателей, отвечающие общим интересам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *